?

Log in

No account? Create an account

Домашний кружок им. Пархоменко

Previous Entry Share Next Entry
Чем заняты дети на уроке?
tromentano

У некоторых людей встречаются представления, что если ребёнок не ходит в школу – то дома родителям придётся ему как-то обеспечивать те же 25 учебных часов в неделю (вроде такой норматив для первого класса) плюс «домашняя» работа ещё 4-8 часов в неделю. Так вот, в школе дети проводят столько времени не потому что это неизбежно необходимо для освоения учебной программы, а из-за катастрофически низкого КПД. Достаточно сходить на несколько уроков (или посмотреть видео даже образцово-показательных открытых уроков), и проанализировать  деятельность нескольких детей, чтобы убедиться, что из всех 35 минут урока ребёнок занимается чем-то продуктивным в лучшем случае минут 10, а в среднем - минут 5.

Собственно, так я и поступил, посмотрев несколько видео открытых уроков, чтобы освежить собственные воспоминания. Вот ориентировочный расклад для 35-минутного урока первого-второго класса (разумеется, это сугубо моя экспертная оценка):



1. Общая организация процесса

Вошли, сели, успокоились, повозились доставая всё что нужно, убирая что не нужно, угомонились, сосредоточились на учителе – две-три минуты.

«Открыли учебники на странице...» для 30 детей может длиться минуты 2, и повторить инструкцию придётся раза три. При этом те, кто уже открыли и ждут тех, кто ещё не открыл, начинают отвлекаться, в классе начинается лёгкий гул, всех нужно призвать к порядку... И так за урок несколько раз "вылетает" ещё по одной-две минуты.

Естественно, в индивидуальной работе или в малой группе потери на организацию процесса в разы меньше.

Кстати, и с детьми, и со взрослыми существует удивительный психологический эффект, который иллюстрирует «блуждание» внимания людей: если громко, чётко и отчётливо сказать группе даже из 10 людей, которые, как вам кажется, слушают вас, инструкцию типа «откройте методичку на восемнадцатой  странице», то неизменно и обязательно кто-то переспросит вас или соседей «что?», «на какой странице?», «что открыть?» И чем больше группа — тем больше внимание аудитории «плавает».

В общем, семь минут на это всё уходит гарантированно.

2. Выслушивание объяснений того, что известно

Учитель объясняет всё так, чтобы это было понятно даже самому распоследнему ученику — с очевидными подробностями, в низком темпе. Практически каждый ребёнок в классе на уроке слушает (точнее, пропускает мимо ушей) что-то уже хорошо известное ему.

Дети, способные воспринимать в высоком темпе, вынуждены слушать ме-е-е-едленные объяснения учителя, расчитанные на самых медленных.

И проблема не только в том, что ребёнок что-то услышит два раза — проблема в том, что ему скучно, он теряет мотивацию, его внимание рассеивается и «уплывает».

Заложим на такие ситуации хотя бы четыре минуты.


3. Ответы «с места» и у доски

Учителя началки, чтобы хоть как-то контролировать внимание учеников, часто задают вопросы классу, желающие поднимают руки, кто-то из них отвечает.

У этого процесса тоже довольно низкий КПД: задавание вопроса, поднимание рук, выбор отвечающего занимают время, и в итоге только 1 из 30 человек получает возможность что-то сказать. Вот и получается, что если на некие устные ответы во время урока выделено 6 минут, то в среднем каждый ученик говорит 12 секунд. Негусто.

Конечно, зато он слышит ответы товарищей и, теоретически, что-то из них выносит — но при соотношении слушать чужие ответы/отвечать самому в соотношением 1/30 это не слишком эффективно.

Ещё минус три минуты.


4. Ожидание отстающих при самостоятельных заданиях

В школе среди детей есть те, кто побыстрее, и те, кто помедленнее — кто-то в счёте, кто-то в письме или других видах деятельности, а кто-то во всём сразу. Для группы из 30 детей как-то нивелировать эту разницу учителю крайне сложно: даже при желании он не всегда может дифференцировать сложность задания для «быстрых» и «медленных» — задания стандартизованы для всех детей. Соответственно, «быстрые», сделав задание, сидят, ждут и находят себе другие занятия, а «медленные» не получают никакой передышки, работают на пределе своих скоростных возможностей,  делая ошибки и не успевая нормально что-либо осваивать (из-за чего им становиться ещё сложнее двигаться дальше по программе).

Те, кто быстро справляются с заданиями, быстро читают, считают и пишут, сразу правильно понимают задания, ждут, пока учитель ещё раз объяснит это отстающим, и пока они наконец-то с этим справятся.

Получается, что темп урока оптимален лишь для некоей прослойки «середнячков». В школе те, кто уже понял и уже сделал, всегда ждут тех, кто ещё не понял и ещё не сделал.

У успешного ученика ещё минут пять «вылетает».

***

Ну что же, у нас осталось 17 минут урока на собственно продуктивную учебную деятельность. Но двигаемся дальше:


5. Примитивные методы преподавания

Школьные методы рассчитаны на массовое "усреднённое" преподавание. То есть этим способом должно быть возможно учить 30 абсолютно разных детей силами самого отстающего выпускника пед. колледжа. Поэтому в основу преподавания заложены самые примитивные алгоритмы: заставить всех сидеть молча — рассказать новую тему как написано в методичке — показать типовое решение на доске — ученики открывают учебники с типовыми упражнениями — ученики отсчитывают четыре клеточки, пишут номер упражнения, переписывают примеры в тетрадь и решают их. Мало кто из взрослых подозревает, что существуют другие методы преподавания.

Проблема в том, что они сложнее стандартизуются, требуют значительной квалификации преподавателя и намного меньшей учебной группы.


6. Неэффективная программа обучения

Чему нужно учить ребёнка, который уже знает буквы и даже умеет читать отдельные слова, но ещё не владеет беглым чтением, на уроке чтения? Нет, конечно же не умению быстро читать, усваивать, осмысливать и запоминать прочитанное!

Ему просто необходимо именно на этом этапе, чтобы стать грамотным человеком, гармоничной личностью и хорошим гражданином, усвоить, что есть пары из звонких и глухих согласных! И как рисовать схемы слов, обозначая квадратиками разных цветов гласные и согласные. И каким-то ещё странным вещам, которые никогда в жизни не пришли бы в голову здравомыслящему человеку, который хотел бы кого-то научить хорошо читать.

Что характерно — и фонетический разбор, и классификацию букв, и рисование схем, уже научившийся бегло читать ребёнок может освоить за часок в совершенстве, а ещё плохо читающий может над этим «зависать» неделями.

Но самое, пожалуй, пагубное в таком содержании обучения — это субъективная бессмысленностью учебной деятельности. То есть ребёнок по принуждению занимается тем, что для него является полной ахинеей и не несёт смысла. И ни учитель, ни родители не объясняют, зачем это надо и какое это имеет отношение к чтению (потому что ребёнок и без этого как-то читает ведь!)

Долго можно говорить и о методике преподавания математики и всего остального.


7. Неучёт возрастных и индивидуальных особенностей, «зон развития»

Ну, понятно, что невозможно для класса из 30 человек хоть как-то учитывать индивидуальные особенности. Что Машенька пока посматривает на пальчики, пытаясь что-то пересчитать, а Петя уже играет в «Монополию» и считает в десятках тысяч. Что Васе ну вообще пока неинтересно и не хочется что-то читать, а Леночка дочитала «Хроники Нарнии». И Машенька, и Петя, и Вася, и Леночка будут изучать сегодня сложение в пределах десятка и читать хором вслух четверостишье про снегиря. Ну а если кому-то хочется изучать насекомых или минералы — то, пожалуйста, в свободное от учёбы время!

Естественно, когда ребёнок занимается тем, к чему он психологически созрел, и что ему интересно — то это во много раз эффективнее, чем когда бьётся головой в ещё закрытую для него дверь.

А то же слитное письмо, например, которому так пытаются научить первоклашек даже ценой неврозов, сколиозов и непомерной нагрузки на зрение, было бы в разы проще изучать на год-два позже. Просто когда-то давно слитное письмо было очень важным навыком, на котором строилось дальнейшее обучение по ряду предметов, кроме того оно очень активно использовалось в жизни, и его всенепременно нужно было освоить в первую очередь.

***

Безусловно, такие потери в какой-то мере неизбежны и при любых альтернативных подходах к обучению — но в этом случае есть масса возможностей поднимать КПД процесса в разы (или хотя бы не опускать его настолько низко), и спокойненько уделять освоению ФГОС для начальной школы час-два в день.




Я это почувствовала, когда программу первого класса, сын освоил за два месяца по часу в день, остальное время - игры и поездки, прогулки и кружки.
А в школе на экзамене первого класса экстерната 4 предложения диктанта по русскому они писали минут сорок, потому что миллион отвлекающих факторов.

Можно вопрос?
В том, что теорию по нынешним программам 1-го класса за несколько месяцев можно усвоить я соглашусь. Но как с навыками письма, например? Или у вас уже заранее была "набита рука" и ребёнок на момент начала занятий умел хорошо читать и писать (в том числе и письменные буквы, а не только печатные)? Если так, то всё-таки срок "два месяца" не совсем корректно указан.

это где вы такое мнение встречали? Закон о домашнем и индивидуальном обучении (когда по здоровью ребенок не может ходить в школу, а к нему на дом присылают из школы учителей) - такому ребенку положено учиться с учителем индивидуально от 3 до 8 часов в неделю в разных странах (плюс домашние задания небольшие). Но никак не 25 часов. Т.к. индивидуальное обучение эффективнее намного.

Иногда, когда говорю кому-то, что мы, как минимум, началку будем учиться дома, некоторые делают большие глаза и интересуются, как же это возможно найти столько времени, чтобы проводить положенные несколько уроков в день для своего ребёнка.

Да, пожалуй, Вы правы на все 100%.
Но главное - Вы меня успокоили. Хотя мой ребёнок и учится в школе, я часто занимаюсь с ним сама. И каждый раз боюсь, что времени недостаточно - ведь в школе уроки по 35 минут!
А сейчас подумала, посчитала...


Edited at 2012-07-11 05:57 pm (UTC)

именно поэтому в школе Щетинина 10-летнюю программу средней школы проходят за 1 год...

школы нужны НЕ для образования
школы (да и детские сады) нужны для того, чтобы из нормальных детей получались глупые работники, а еще они нужны для того, чтобы дети не мешали родителям работать. ))) это ж понятно

помню, как на итоговом родительском собрании по окончании 1-го класса их "учитель" с гордостью рассказывала о "достижениях". Так вот, по ее мнению, самое главное чего они достигли за учебный год было то, что "дети теперь приучились тихо сидеть, не делать ничего пока их не попросят или не разрешат". Что это, если не дрессировка? И не психологическая ломка нормального поведения ребенка?

А Вы были в Текосе? Все-таки внесу две поправки. 10летку они за год не проходят все же. Во время больших погружений они обрабатывают огромные куски, но это не вся программа. Все же, от 4х лет им для этого нужно. Плюс, что немаловажно, у них берут ребят от 10 лет сейчас, не младше. А к тому моменту ребенок, согласитесь, уже что-то знает.
А второй момент: в Текосе очень быстро заканчиваются дети... Из них очень быстро вырастают маленькие взрослые. Серьезные, уверенные, но уже не дети.
По-моему, очень дорогая цена за знания.
И, при бесспорной гениальности Щетинина - каким нужно быть настойчивым, да и просто - молодцом - чтобы построить действительно яркую школу, которая живет не первый десяток лет. Так вот - при всей его гениальности, он слишком сильно ударился в Мессианство последнее время. Он ведь и видит себя Пророком, с миссией Спасения России.
И это видно, и, по-моему, это уже перебор.

Приятно встречать единомышленников :) Год назад мы с друзьями решили на вести детей в школу и сделали свою. Успешно отучились, сдали экзамены за 1-ый клас, осенью придумаем что делать во 2-ом :) Учились два дня в неделю + домашние задания (по времени не скажу сколько, но домашку дети делают самостоятельно, с ними не надо сидеть и подгонять). Очень удобно, каникулы не по расписанию, а по потребности (путешествия или болезни), при желании - легко сменить место обучения. Прошлый сентябрь мы учились в Крыму, в этом году думаем повторить - ломается стереотип, что учиться надо только за партой. Мир всегда вокруг тебя, учиться можно всегда и везде и всему, что только в голову взбредет.
У вас много интересных идей, здорово, что вы так системно обо всем рассказываете. Мы тоже кое-что выкладываем в сети, но, пока не очень много. Если интересно - это здесь berkoschool.kiev.ua (не знаю насколько доступно, потому как по-украински).
Единственный минус, что все-таки приходится ориентироваться на школьную программу, чтоб дети могли сдать экзамены. Хотя мы насколько можем уходим от нее подальше, стараемся чтоб не было заданий просто для Марьиванны - "потому что так учительница сказала". Дети очень многое способны понять, если потрудиться им объяснить. Зачастую, они даже адекватней воспринимают обучение чем мы, у нас-то школа хочешь-не хочешь, а прошилась в мозгу.
Так что, желаю вам успехов! Буду следить за новостями :)

Да, взаимно, меня всегда греет и радует, когда встречаю кого-то с успешным опытом хоумскулинга.

про эффективность начальной школы в сравнении с занят

Пользователь totoroshka сослался на вашу запись в «про эффективность начальной школы в сравнении с занятиями дома» в контексте: [...] заниматься с ребенком дома, если он не ходит в школу: http://tromentano.livejournal.com/9705.html [...]

Неэффективность не только начальной школы, а вообще всей школы и ВУЗов. Нынешние дети другие - им бесполезно что-то объяснять. Они люди действия. Я занималась со своим ребенком информатикой по программе Горячева (школа 2100), у них в школе не было такого предмета. Так вот, я просто открывала тетрадь, давала задание, а сама наблюдала, как он делает (или не делает). А вот когда не получалось, мы сидели, разбирали. Уже всем ясно (кроме учителей), что бесполезно объяснять материал, прыгать. как обезьяна перед учениками. Только активные методы и проблемное обучение.

Я не совсем согласен, что это "нынешние дети" такие. Вообще все люди "такие", причём и дети, и взрослые.

Просто во времена нашего школьного обучения среда была другая, практически не применялись активные методы обучения (не было тех же пособий, онлайн-игр и т.п. и т.д., с которыми ребёнок в таком формате может работать), не с чем было сравнивать. А сейчас так или иначе все с сталкиваются с активными методами, и разница в эффективности становиться самоочевидной.

Edited at 2012-07-12 10:48 am (UTC)

Чем заняты дети на уроке?

Пользователь na_tashi сослался на вашу запись в «Чем заняты дети на уроке?» в контексте: [...] нал взят у в Чем заняты дети на уроке? [...]

Чем заняты дети на уроке?

Пользователь gagulka сослался на вашу запись в «Чем заняты дети на уроке?» в контексте: [...] нал взят у в Чем заняты дети на уроке? [...]

Чем заняты дети на уроке?

Пользователь muzaofimmortal сослался на вашу запись в «Чем заняты дети на уроке?» в контексте: [...] нал взят у в Чем заняты дети на уроке? [...]

Чем заняты дети на уроке?

Пользователь plasmaden сослался на вашу запись в «Чем заняты дети на уроке?» в контексте: [...] нал взят у в Чем заняты дети на уроке? [...]

Чем заняты дети на уроке?

Пользователь blot_2009 сослался на вашу запись в «Чем заняты дети на уроке?» в контексте: [...] нал взят у в Чем заняты дети на уроке? [...]

Пользователь aksonova сослался на вашу запись в «интересно» в контексте: [...] и еще по другой теме: Чем заняты дети на уроке? - http://tromentano.livejournal.com/9705.html [...]

Чем заняты дети на уроке?

Пользователь mari_marian сослался на вашу запись в «Чем заняты дети на уроке?» в контексте: [...] Интересный анализ, имхо, понятный даже непрофессионалу. Оригинал взят у в Чем заняты дети на уроке? [...]

утащу к себе

Большое спасибо за информацию. А главное за доступный язык. Буду использовать как аргумент в защиту своего решения о ДО.